ПЕРЕБОРКА ВОДЯНОЙ ПОМПЫ НА MITSUBISHI CANTER

Водяная помпа Mitsubishi Canter     Предпосылкой в очередной раз залезть во внутрь одноразовых японских запчастей стал небольшой казус, произошедший на нашей автовышке Mitsubishi Canter, 1999 года выпуска. Потекла старая помпа практически перед Новым годом. Народ ёлки наряжает, гирлянды по всему городу развешивают, а у нас в самый разгар новогоднего сезона машина простаивает. Сначала мы не могли понять, почему антифриз течет из специальной дырочки в водяном насосе, но прочитав в руководстве объяснение по этому поводу, все встало на свои места. В книжке было написано следующее: «В случае протекания охлаждающей жидкости через специальные дренажные отверстия необходимо заменить насос охлаждающей жидкости в сборе, т.к. испорчен сальник». Нигде в книжке не указывалось, что этот сальник можно поменять или как-то помпу отремонтировать, наоборот, давалось понять, что помпа – одноразовая деталь, являющаяся расходным материалом. Делать было нечего, и в предновогодней суете пришлось заказывать деталь с доставкой из Москвы, благо хоть там эта деталь была в наличии, хотя и по завышенной цене. В итоге обладателями этой детали мы стали лишь в первых числах нового, 2011 года. Поставить удалось ее лишь 10 числа, а уже 12 числа ПОМПА ПОТЕКЛА! Новая деталь японского производства фирмы Asin с ценой в 4500 руб. + доставка навернулась на второй день работы! В такие моменты руки опускаются, от безысходности хочется взять кувалду и отходить ею всю машину, напиться водки и не просыпаться до китайского нового года, а там может что-то измениться. Но хватает воли и сил этого не делать, а наоборот рассудить трезво и взвешенно. Да, японцам хорошо рассуждать – потекла помпа, замени ее в сборе, но если потекла абсолютно новая, тогда что делать? Мы находимся далеко не в Японии, и даже не во Владивостоке, и детали для японских автомобилей не продаются у нас в наличии в каждом магазине. Но зато в России есть «мозги» и «золотые» руки у людей, и даже японцы, встречая таких людей и видя их дела, удивляются, что такое вообще возможно. Одним из таких людей является Гришин Александр Николаевич – наш давний партнер, и вообще положительный во всех отношениях человек. Основное занятие его фирмы – переборка редукторов отечественных автомобилей – КАМАЗов, МАЗов и других. Пусть в качестве безвозмездной рекламы на нашем сайте будет фигурировать его телефон: 8-910-918-41-68, т.к. видя как они работают, и с каким качеством и ответственностью перебирают редуктора на большегрузные автомобили, мне хочется рекомендовать его другим людям. К слову сказать, редуктора к нему приезжают перебирать почти из всего центрального региона, и все поражены качеством, скоростью и низкими ценами на его работу.

Водяная помпа Mitsubishi Canter     Как обычно бывает – у меня возникает определенная идея, иногда совсем сумасшедшая, а Александр Николаевич помогает реализовать ее в жизнь. И хотя серьезного опыта работы в ремонте японских автомобилей у нас с ним нет, но стремление к неизведанному оказывает положительное влияние на совместную работу. Так было и на этот раз. После долгих раздумий о дальнейших действиях с ремонтом машины, у меня возникли некоторые идеи. Одной из идей, самой простой, было нарезание резьбы в дренажных отверстиях и закручивание по этой резьбе заглушек. Теоретически такая идея вполне может сработать, т.к. давление в системе не очень большое и возможно, подшипник, находящийся после бракованного сальника смог бы сдержать поток охлаждающей жидкости хотя бы на то время, пока заказанная новая запчасть не приедет в Калугу. Вторым вариантом было заменить бракованный сальник внутри вала, т.к. если он там есть, что однозначно не оспаривалось, то можно подобрать ему замену. Сложность была в разборке насоса. Крыльчатка на вал была насажена «на горячую», сам вал был очень плотно запрессован в корпус, корпус – хрупкий из силумина, крыльчатка из тонкого металла и могла погнуться при снятии. Любые неосторожные действия могли привезти к поломке корпуса. Поскольку на руках у нас было две помпы, то решили одну из них разобрать, чтобы узнать, так сказать, «японские секреты». Водяная помпа Mitsubishi CanterТак вершится история, и в один миг, одноразовая японская деталь стала разборной. Если бы японцы увидели, что в России ремонтируют их одноразовые детали – они бы плакали. Сколько человеческого труда, упорства, инструментов, специальных приспособлений и нервов было потрачено на то, чтобы аккуратно все разобрать, ничего при этом не повредив. Не буду вдаваться в подробности происходившего процесса. Специальные приспособления, инструмент, точки, куда применить физическую силу и как ее применить – все это является секретной информацией мастера и не подлежит разглашению, если только за деньги… Но главное – положительный результат, и он у нас был. Водяная помпа от Mitsubishi Canter была разобрана и при этом не испорчена!

Водяная помпа Mitsubishi Canter     После анализа всех составляющих водяного насоса была выяснена причина протекания охлаждающей жидкости. На валу была запрессована некая деталь, название которой сложно определить. Она состоит из корпуса, внутри которого располагалась пружина, резинового уплотнителя, фибры и пластмассового кольца, вокруг которого вращаются две половинки корпуса. Вот это пластмассовое кольцо и было причиной протекания антифриза, т.к. оно было сломано. Деталь довольно сложная, сложность ее еще и в том, что трудно определить, как она работает. Но общее назначение ее обычное – это сальник. Поскольку отремонтировать эту деталь практически невозможно ввиду ее сложности (заводская завальцовка, пластмассовое кольцо рассыпалось, и невозможно было восстановить его точные размеры), то было принято решение вообще эту деталь выкинуть и поставить обычный масло-бензостойкий сальник. Водяная помпа Mitsubishi CanterВ случае если не нашлись бы необходимые размеры сальника, можно было бы корпус просто завтулить под тот размер сальника, который бы удалось найти. Да, вариант этот с заменой сальника не совсем корректный, т.к. в нашем случае получалось, что вал будет крутиться непосредственно по поверхности сальника, чем может вызвать обоюдный износ деталей. Может получиться так, что и сальник сотрется со временем и выработка на валу может появиться, что в конечном итоге приведет опять к протеканию охлаждающей жидкости. Хотя лобовые сальники на двигателе работают даже еще в более жестких условиях, и как показывает практика ходят по нескольку лет. Поэтому сделав определенные выводы, все же решили пойти по этому пути, да и другого на самом деле небыло. На наше счастье удалось найти сальник по размерам точно соответствовавший нашим параметрам. Да сальник был еще и импортным, что внушало большие надежды на будущее.

     В общем работа была сделана на 90%, сальник вполне туго сел на вал и в посадочное место корпуса, оставалось все это собрать обратно. Крыльчатка и крепление для вентилятора должны устанавливаться на вал «горячими», для этого детали необходимо было погреть. Пока мы запрессовывали подшипники с валом в корпус, детали достаточно разогрелись и аккуратными движениями были запрессованы на вал. После запрессовки обязательно нужно убедиться, что детали сели на свои места, т.к. лишние зазоры могут привезти к неправильному креплению помпы на двигатель или даже ее поломке. Все, перебранная помпа готова к установке на машину и проведению испытаний. Чисто теоретически, после такой переборки помпа должна ходить на машине не менее года, а может и всю жизнь, но для более точных данных должны пройти годы испытаний. Пока же говорить об успешности проведенной работы слишком рано. Но все же оптимизм вселяет уверенность в успехе, и хочется верить в лучшее.
     Прошел один день, помпа была установлена на автовышку и прошла «обкатку» в реальных условиях работы. Был проведен тщательный осмотр дренажных отверстий и корпуса помпы. Течей на данный момент не обнаружено. Можно ли говорить об успехе или нет – покажет время, но однозначно можно сказать, что получен вполне позитивный опыт в ремонте данных запчастей. И как бы японцы не хитрили и не старались нас обмануть – в очередной раз нами доказано, что когда русский человек действительно чего-то хочет, то он этого добьется!Водяная помпа Mitsubishi Canter

© Дядя Fedor, январь 2011 г.
При перепечатке материала прямая ссылка на сайт www.podnimai.ru обязательна!

P.S. Через 2,5 месяца помпа снова потекла. Есть подозрение, что проблема не в помпе, а в двигателе, т.к. циркуляция охлаждающей жидкости идет с пенообразованием. Обращались к специалистам, по всей видимости пена образуется из-за закупоривания в контуре охлаждающей жидкости. Пробывали промыть контур системы охлаждения с содой и специальными средствами. После слива системы жидкость оказалась довольно мутной. Снова залили антифриз - помпа не течет, видно все же из-за закупоривания в системе охлаждения было излишнее давление. На протяжении нескольких месяцев течей замечено не было.

Интересные статьи про ремонт спецтехники:
- замена сцепления на манипуляторе
- ремонт цилиндра сцепления
- ТО автомобиля
- ремонт платы управления


« К статьям